Большую
роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль,
который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались
простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками – весёлыми; танцы,
изображающие трудовые процессы, подражательные – бранли бочаров, башмачников,
конюхов и т.д.
Знатные
вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь,
величественная осанка, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы.
Огромной
популярностью пользовалась павана, которую исполняли с канделябрами
или факелами в руках. Этим танцем открывались балы, павана становилась
центром свадебной церемонии.
-
уже в XIV веке знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге
«Орхезография» описал разные виды танцев.
Бальные
танцы XIV века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись
в сопровождении небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы.
На смену им пришли более быстрые танцы, включающие в себя лёгкие прыжки,
повороты и изящные позы. В моду вошли менуэт, ригодан, романеска.
Усложнялась
танцевальная лексика и композиция, что привело к необходимости длительного
обучения танцу. Танцмейстеры и педагоги XVII века выпускают самоучители
по танцам. В них включают наиболее популярные в это время массовые
танцы.
В
1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта «Академия танца»,
где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались
балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы.
Движения
придворного менуэта не отличались сложностью: плавный скользящий шаг,
глубокие реверансы, поклоны. А обучались ему годами! Трудно давалась
манера исполнения менуэта: все переходы должны совершаться мягко,
округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из
фигур менуэта вошли в основу классического балета. Вот почему менуэт
до сих пор изучается во всех хореографических академиях.
Пётр
Первый сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства России.
В 1718 году он издает указ об ассамблеях, которые положили начало
публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство
«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в
котором говорилось об этикете на ассамблеях и в быту.
«…непристойно
на свадьбах в сапогах и острогах быть и тако танцевать: для того,
что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют острогами,
тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов»;
«…
с кем танцуя, не подлежит никому неприличным образом в круг плевать,
но на сторону»;
«…
немалая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь
называется, но ожидает, пока его танцевать пригласят».
Петр
ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых
учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение
подобного начинания.
Танцмейстер,
который именовался в те годы учителем « танцев, учтивости и куплимента»,
должен был также воспитывать своих учеников, внушать им правила европейского
светского обхождения, « политеса».