Народный танец
История
танца уходит своими корнями в глубину веков - первоисточником
народного танца были движения и жесты, связанные с чувственными
впечатлениями от окружающего мира, а ритуальные мистерии с только им
присущими хореографическим языком и выразительностью были неотъемлемой
частью духовной жизни древнего человека
.
Искусство танца - это древнейшее проявление творчества народов,
родившееся одновременно с появлением человека как естественная
физиологическая потребность в ритмическом движении. 
Танец появился из разнообразных движений и жестов, связанных с
трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от
окружавшего мира. С веками, подвергшисьсь художественному обобщению,
танец приобрел самостоятельно значение, и у каждого народа сложились
свои танцевальные традиции. Возможно, история танца ровесница истории
человечества. Нам остается только догадываться, какими были танцы в
ранние эпохи. Natya Shastra – это ранняя рукопись, в которой
описываетая танец. На ней зиждется современная интерпретация
классического индийского танца Bharathanatyam. В европейской культуре
одно из первых упоминаний о танце принадлежит Гомеру в его «Илиаде» -
описывается chorea (греч. хоровод, пляска). Ранние греки преобразили
искусство танцевания в систему, выражающую разнообразные страсти.
Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто был его свидетелем.
Греческий философ Аристотель поставил между танцем к поэзией знак
равенства и утверждал, что танцоры благодаря телодвижениям в
определенном ритме могут передавать манеры, страсти и действия.
Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров, имитирующих те
или иные состояния.
Исторически
танец служил частью религиозных ритуалов и общественных праздников.
Доказательства этому обнаруживаются во многих документах доисторической
эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько
королевские дворы. Многообразие видов танцы включало в себя народные,
социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы.
Большой ветвью этого искусства был Театральный Танец, который возник в
Западном Мире. Истоки современного балета, танца, который все мы
знаем, уходят во Францию шестнадцатого века - Эпохи Возрождения.
Балет.
Предпосылками
появления балета были новые способ мышления и философия Просвещения:
теперь человек становится центром вселенной и может управлять своим
бытием при помощи искусств и наук. Иллюстрацией этому является
выдержка: «Используя музыку, которая в точности имитировала
пропорциональную гармонию планет, человек шестнадцатого века считал,
что может притянуть к себе планетарные воздействия. Танец сам по себе
был подражанием движению небес».
К концу XVI века придворный балет достигает пика своего расцвета:
он полностью финансировался французской монархией, которая
использовала его для превозношения собственного величия. Балеты стали
частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались
несколько дней подряд и включали в себя все виды развлечений. На самом
деле, все эти праздники были способом самовозвеличить Французский Двор.

Уже к началу XVIII века балет перекочевал из Французского Двора в
Парижскую Оперу к разностороннему театральному деятелю Жану-Батисту
Люлли, который «сохранил основной концепт балета – сложносоставность
формы, в которой танец является неотъемлемым и значимым элементом». В
течение этого столетия балет разошелся по Европе и из утонченного
способа передвижения образов во время крупного представления
превратился в самодостаточное искусство исполнения, называемое ballet
d’action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти
полностью изжила искусственность, присущую придворному танцу, и
установила новый закон: "искусство должно стремиться к выражению
природы, естеству". В результате костюмы и хореография стали более
свободными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов
тела. Отворилась дверь в мир натуралистических костюмов и обуви без
каблуков - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности
при подъеме на полупальцы.
Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, привлекающими
внимание зрителя к эмоциям, с фантазией и богатыми духовными мирами
явила начало настоящей работы на пуантах. И вот идеальная балерина
(качества которой выразились тогда в легендарной Мари Таглиони) в своих
туфлях, казалось, едва касается поверхности сцены и ее бесплотный дух
словно не знает, что такое земля. Теперь уже взошедшие звезды женского
танца полностью затмили присутствие бедных мужчин-танцоров, которых во
множестве случаев переименовали в двигающиеся статуи, существующие
только для того, чтобы балерины на них опирались. Эту ситуацию в начале
двадцатого столетия немного изменило восхождение звезды Нижинского из
Русского Балета. К этому времени уже развились знакомые нам балетные
костюмы, хореография, декорации, бутафория, словом, все стало почти
таким, как есть сейчас.
Современный танец.
Русский
балет, начав революцию в балетном искусстве, пытался сломать
устаревшие формы классического балета. В настоящее время художественные
возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и
мультимедиа более масштабны, чем за все время его существования.
Границы, определяемые классическим балетом, постоянно раздвигаются и
размываются, и все, что появляется вместо них, теперь лишь едва
напоминает о традиционных балетных терминах типа «вращения».
Появилось новое мышление. Артисты танца теперь принимают во
внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив,
выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел очередной
виток развития современного танца. Внезапно возникла новая свобода в
том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного
искусства, в котором отныне хотели творить многие люди. Все атрибуты
нового искусства стали такими же значимыми, как костюмы балета – или
даже ценнее их.
Большинство
хореографов и танцоров начала XX века относились к балету весьма
негативно. Исидора Дункан мыслила его безобразной бессмысленной
гимнастикой. Марта Грэм (Грэхем) выделяла в нем европейщину и
империализм, у которых с американцами нет ничего общего. Мерс
Каннингхэм, несмотря на то, что использовал для преподавания некоторые
основы балетной техники, подходил к хореографии и выступлению с позиций
прямо противоположных традиционному балету.
Двадцатый век несомненно стал временем отрыва ото всего, на что
опирался балет - временем беспрецедентного творческого роста танцоров и
хореографов, временем шока, удивления и зрителей, которые поменяли свое
представление о танце, временем революции.
Шестидесятые годы принесли развитие постмодернизма, который изменил
курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и
безыскусственных, простых движений. Знаменитый манифест «Нет»
отвергает все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного
движения – это, наверное, самая яркая крайность этой волны новой
мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не
содействует успешности танцевального шоу – и спустя непродолжительное
время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова
появились в лексиконе хореографов современного танца.
К восьмидесятым годам классический танец возвратился в исходную
точку, а современный танец (contemporary dance) стал высокотехничным
оружием профессионалов, близким политике. Две формы танца, contemporary
dance и классический балет, мирно соседствуют, испытывая одна к другой
лишь малейшую долю былой неприязни и почти не вступая в соперничество.
Сегодня танцевальное искусство пронизано творческой конкуренцией и
хореографы часто стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой
шокирующей. Однако до сих пор в искусстве есть красота, и танец
современности поражает такими профессионализмом, силой и гибкостью,
которых никогда не было доныне.
|